«Акцио»-покупатель, или вся правда о Sotheby’s и Christie’s. 3. Видео, PR и предаукционные выставки
20 марта, 2012
АВТОР: София Савельева
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ.
Видео
Интересно высказывание ведущего арт-дилера Америки Джека Байера: «Разница между «Сотбис» и «Кристис» состоит в том, что «Сотбис» всячески старается превзойти других, какие бы на это не потребовались средства».
Знаменательными торгами, которые дали толчок к развитию маркетинговых стратегий, стала продажа в «Кристис» большого количества китайского фарфора в 1983 году. Из-за объемов коллекции организаторы торгов боялись провала в ценах. В результате долгих переговоров было решено, что для удачного результата торгов необходимо грамотное продвижение товара. Для этого было создано видео, где акцент делался на маркировке качества и где каждый лот показывали во всех ракурсах. Это позволило не только поднять ценность лотов в глазах покупателей, но и способствовало привлечению интереса даже простых любителей искусства.
В случае с современным искусством сотрудникам аукциона приходится вызывать интерес и желание покупателей посредством создания видео, в которых подчеркиваются достоинства лотов, иногда подкрепляемые мнениями экспертов со стороны.
К созданию серий видео для предстоящих торгов «Кристис» подходит основательно – количество видео варьируется от 3 до 6, а хронометраж – от 15 минут. Следуя традициям, аукционный дом «Кристис» предпочитает лаконичному видеоряду целые образовательные лекции, где также задействованы как специалисты аукционного дома, так и ведущие коллекционеры и критики.
«Сотбис», ведя более агрессивную политику и преследуя желание обогнать соперника, делает акцент на лидерах предстоящих продаж и сокращает свои видео до четырех минут. Это объясняется, скорее всего, тем, что в современном мире людям, готовым отдать целое состояние за то или иное произведение искусства, зачастую не хватает времени на долгие просмотры видеороликов.
Все видео доступны на сайтах аукционных домов в соответствующих разделах.
Связи с общественностью или PR
Внимание СМИ привлекает не только сам аукцион, но и те произведения искусства, которые были проданы или будут продаваться на торгах. Так, газета The New York Times (третья по популярности в США) пишет о лондонских аукционах в разделе культуры, там же публикуются результаты торгов и рекордные суммы.
Хорошим историческим примером в налаживании публичных связей служат Мэйфэиерские торги на «Сотбис» начала XX века. Они ознаменовались агрессивной маркетинговой кампанией: были куплены полосы в газетах для публикации статей о торгах, написанных «в четкой и завлекательной манере, с большими пустыми полями по бокам для привлечения внимания». Также «Сотбис» позаботился о том, чтобы заполнить аукционные комнаты корреспондентами и обеспечить их пресс-релизами.
В XXI веке, веке информационных технологий, быстрота передачи информации в нужные руки становится идеальным инструментом для манипуляции целыми массами людей. Своевременный выход статьи о готовящемся мероприятии может обеспечить должное освещение и привлечь большее количество людей.
Самые крупные печатные издания, с которыми сотрудничают как «Сотбис», так и «Кристис», это газета The New York Times, журнал Art&Auction, издательский дом «Коммерсантъ» и журнал «АртХроника».
За неделю до начала торгов каждому информационному партнеру и другим газетным и журнальным изданиям посредством электронной почты высылается подробная информация о коллекции, которая будет выставлена на ближайших торгах.
Большую часть информации газеты публикуют уже после торгов, когда они располагают данными о стоимости проданных лотов и их новых владельцах. Так, результаты ноябрьских торгов Послевоенного и современного искусства 2010 года в «Сотбис» были опубликованы в газете The New York Times сразу же по их окончанию. В статье описывались лидеры продаж: Энди Уорхол и Герхард Рихтер, а также подводился итог тому, что популярность в наши дни получают произведения, которые аппелируют больше к прошлому: «Скорее всего, успех этих торгов объясняется тем, что миллионеры окунулись в романтику, вспоминая дни своей юности».
События аукционного бизнеса печатаются в пятничном приложении газеты – журнале «Коммерсантъ Weekend». В рубрике “Аукционы”, которую ведет журналист-критик Татьяна Маркина, описываются топ-лоты предстоящих торгов.
Стоит отметить, что интерес к современному искусству в России начал развиваться лишь с 2000 года, когда на территории страны были созданы галереи и центры современного искусства, такие как культурный центр «Гараж». В связи с этим можно предположить, что размещение информации в русских газетах, способствует привлечению внимания не только простых российских граждан, интересующихся искусством, но и обеспеченных русских бизнесменов, которые не редко участвуют в торгах.
Среди других информационных площадок для распространения сведений о предстоящих или уже прошедших торгах аукционные дома используют сайт www.artdaily.com. Этот информационный портал публикует анонсы самых интересных событий в мире искусства.
Известный во всем мире журнал Art&Auction также внимательно следит за событиями в мире аукционов.
Предаукционные выставки
Предаукционные выставки – это неотъемлемая часть работы по продвижению.
Такие выставки являются идеальной площадкой для встречи между журналистами, потенциальными покупателями, знаменитостями и сотрудниками «Сотбис», которые устраивают пресс-конференцию, а также лично проводят журналистов по выставке, рассказывая о ценности каждого лота.
Для привлечения большей аудитории предаукционные выставки устраивают не только в помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (здание на Йорк авеню), но и привозят в самые крупные города мира: Москва, Токио, Лондон, Париж.
Первые два дня открытия посвящены общению с журналистами и гостями, прибывшими с приглашениями. Именно в эти дни руководители департаментов по современному искусству обоих аукционных домов доступны для дачи интервью и общения с известными актерами, арт-критиками и покупателями, которых пресс-служба заранее приглашает на выставку.
Посещение такой выставки – уникальная возможность посмотреть те произведения искусства, которые будут проданы на аукционах за миллионы. Кроме того, у каждого человека появляется возможность объективно оценить тот лот, который он мог наблюдать лишь в каталоге или на сайте аукционного дома.
Интересен также выбор помещения под предаукционную выставку. Исторический музей, который был выбран аукционным домом «Сотбис» в Москве в 2011 году, является надежной и благоприятной площадкой для проведения таких мероприятий, потому что с психологической точки зрения у жителей города сложится понимание значимости выставки и появится желание ее посетить, раз она проходит в стенах известного музея города.
Стремясь привлечь внимание публики, «Кристис», в свою очередь, в 2011 году стилизовало старое дворянское здание в Москве под современное помещение, добавив светомузыку и украсив каждую комнату высказываниями художников.
В отличие от «Сотбис», на предаукционной выставке организаторы из «Кристис» воздержались от указания эстимейтов лотов. В интервью, которое я взяла на выставке в 2011 году в Доме Спиридонова у Мэтью Стивенсона, руководителя департамента современного искусства «Кристис», он пояснил, что, «в отличие от «Сотбис», они стараются сделать этот показ не очередным маркетинговым проектом, а настоящей выставкой, где бы люди могли насладиться искусством». ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ